Top.Mail.Ru
 

ШКОЛА ПО ПЕДИАТРИИ ПРОФЕССОРА ЗАХАРОВОЙ

Амбулаторная педиатрическая помощь

18 августа 2021

Онлайн-трансляция (без очного присутствия)

Программа Спонсоры

Отчет

18 августа 2021 года в 14:30 состоялась Школа по педиатрии профессора Захаровой на тему: "Амбулаторная педиатрическая помощь". На онлайн- трансляции присутствовали 1 846 врачей.

Научный руководитель конференции:

Захарова Ирина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, Заведующая кафедрой педиатрии с курсом поликлинической педиатрии им. академика Г.Н. Сперанского, ФГБОУ ДПО

«Российская медицинская академия непрерывного последипломного образования» Минздрава России, Почетный профессор ФГАУ «НМИЦ Здоровья Детей» Минздрава России.

Ирина Николаевна Захарова и Ирина Владимировна Бережная выступили с первым докладом на тему: «Дифференциальный диагноз острых кишечных инфекций у детей».

В начале лекции Ирина Николаевна напомнила участникам школы, что инфекционные диареи могут иметь различный генез (вирусный, бактериальный, паразитарный, микст инфекции) и общие клинические проявления:

  • Лихорадка;
  • Боль в области живота;
  • Тошнота и рвота;
  • Диарея.

Классификация острых кишечных инфекций (ОКИ) может осуществляться по нозологическому принципу, по топике поражения ЖКТ (гастрит, гастроэнтерит, энтероколит, энтерит итд), а также по этиопатогенетическому принципу (инвазивный, осмотический, секреторный).

Ирина Владимировна привела слушателям данные о том, что в рутинной клинической практике этиология ОКИ в подавляющем большинстве случаев остается неустановленной. В связи с этим рутинное бактериологическое исследование кала при остром гастроэнтерите не рекомендовано.

Лекторы привели основные показания для назначения бак.посева кала:

  • Возраст < 3 месяцев;
  • ИТШ и сепсис;
  • Диарея более 10 дней, лихорадка, кровянистый стул;
  • Иммунодефицит различного происхождения;
  • Основное хроническое заболевание в анамнезе;
  • Эпидемия определенной инфекции;
  • Дети, приехавшие из иностранных государств;
  • Хроническая диарея (более недели).

В завершении доклада спикеры продемонстрировали дифференциально- диагностические признаки различных диарей и продемонстрировали несколько клинических случаев ОКИ из своей практики. Также были приведены основные показания для антимикробной терапии при различных течения ОКИ.

Заседание школы продолжила Нарине Григорьевна Сугян и выступила с докладом на тему: «Ахалазия у подростка: диагностический поиск».

Лектор напомнила слушателям, что ахалазия кардии (мегаэзофагус) - это идиопатическое нервно-мышечное заболевание, которое проявляется функциональным нарушением проходимости кардии вследствие дискоординации между глоткой, рефлекторным раскрытием нижнего пищеводного сфинктера (НПС) и двигательной и тонической активностью ГМК пищевода.

Нарине Григорьевна привела наиболее распространенные теории этиопатогенеза ахалазии кардии - генетическую, аутоиммунную и инфекционную. Также участникам была представлена основная триада клинических симптомов при ахалазии кардии:

  1. Дисфагия. Постоянный симптом, часто усиливается после нервного возбуждения, зависит от температуры и консистенции принимаемой еды.
  2. Боль в грудной клетке. Локализуется за грудиной, может иметь сдавливающий/сжимающий характер и иррадиировать в шею, нижнюю челюсть или спину.
  3. Регургитация. Заброс остатков пищи без примеси желчи и желудочного сока вследствие её застоя в пищеводе. Усиливается при наклонах туловища вперед, горизонтальном положении и других движениях, усиливающих внутрибрюшное давление.

Помимо вышеуказанной триады ребенка могут беспокоить кашель, диспноэ, рецидивирующие пневмонии и потеря массы тела.

В заключении доклада лектор привела слушателям основные направления в лечении ахалазии кардии.

Заседание продолжила Ирина Игоревна Пшеничникова с докладом на тему: «Ведение детей с нарушениями липидного обмена».

Ирина Игоревна привела участникам заседания особенности, на которые следует уделять при сборе анамнеза и физикальном осмотре. Необходимо уточнить у ребенка (родителя) наличие хронических заболеваний, характер питания, наличие жажды/полиурии, прием лекарственных препаратов, а также психосоциальные особенности (обстановка в школе, семье; обычное настроение ребенка, активность, вялость, снижение памяти или ухудшение успеваемости).

При физикальном обследовании необходимо отметить следующие параметры:

  • Антропометрические данные;
  • Распределение жировой клетчатки;
  • Наличие/локализация отеков;
  • Сухость кожи, наличие стрий;
  • Черный акантоз, пигментация;
  • Иктеричность кожи и слизистых оболочек.

В завершении лекции спикер привела основные терапевтические схемы при лечении дислипидемии у детей различного возраста (8-10 лет и > 10 лет).

С заключительным докладом на тему: «Направление ребенка к детскому эндокринологу» выступила Мария Александровна Симакова.

Лектор напомнила слушателям основные этиопатогенетические особенности ожирения и метаболического синдрома в детской практике, а также привела их классификацию.

Мария Александровна подробно остановилась на эндокринных расстройствах, которые приводят к ожирению. Большинство эндокринопатий, вызывающих увеличение веса, связаны со следующими патогенетическими механизмами:

  • Эндогенный или экзогенный избыток глюкортикостероидов (с. Кушинга или на фоне терапии кортикостероидами);
  • Гипотиреоз;
  • Дефицит соматотропного гормона;
  • Псевдогипопаратиреоз типа 1а (наследственная остеодистрофия Олбрайта).

В завершении лекции Мария Александровна разобрала особенности клинической диагностики ожирения у детей младшего и подросткового возрастов, а также привела основные цели и схемы лечения ожирения и метаболического синдрома в педиатрической практике.

В течение всего заседания школы спикеры-эксперты отвечали на все вопросы слушателей, которые поступали в чат трансляции.

Видеоархив

Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.

Чат поддержки